пятница, 31 июля 2015 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ОСВЕЩЕНИЯ

Совершенствование энергетической эффективности систем освещения в общеобразовательных учреждениях
Для объектов общественного назначения, таких как образовательные учреждения, имеющих бюджетное участие в финансировании, по Федеральному Закону № 261 становятся необходимыми мероприятия направленные на повышение энергетической эффективности. К сожалению, форма и методика этих мероприятий, вызывает некоторые опасения в эффективности.
Например, авторы статьи [1] после анализа результатов документации считают, что сам «уровень разрабатываемых документов очень низок». Так же настаивают в необходимости «выпустить дополнительные разъяснения, разработать и утвердить методические рекомендации по заполнению форм энергетических паспортов».
Для разработки перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности проводится энергетическое обследование. При обследовании составляется отчёт в форме энергетического паспорта, требования к которому установлены Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 №182 [2]. Форма паспорта предусматривает анализ состояния инженерных систем здания (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и пр.), выявление необоснованных потерь, оценку состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей, проверку энергетических балансов объекта и прочее. Методические рекомендации по заполнению и ведению энергетического паспорта [3] согласовываются с федеральными органами исполнительной власти. Оценка энергоэффективности проводится на действующих объектах с целью оценки качества использования технико-энергетических ресурсов.
Считается, что, в общеобразовательных учреждениях существует 5 групп потребителей электроэнергии. Это всевозможные электродвигатели, нагревательные установки, компьютерная техника, лабораторные стенды и освещение. Но, несмотря на то, что до 70% электрической энергии в общеобразовательных учреждениях расходуется только на освещение, эффективность систем освещения почти не рассматривается. В энергетическом паспорте и методических рекомендациях по заполнению форм энергетического паспорта [2] и [3] системам освещения выделены только некоторые обобщающие параметры. Существующая форма энергетического паспорта предусматривает: сведения по использованию электрической энергии на цели освещения за базовый год и предыдущие четыре года с указанием общего количества светильников «с лампами накаливания» или «с энергосберегающими лампами», расчет объёмов потребления электрической энергии на цели освещения пропорционально объёмам потребления электрической энергии в целом.
В энергетическом паспорте существующей формы не прослеживается анализ светотехнических характеристик освещения. Достаточно ли освещения в помещениях или необоснованный переизбыток? Какое светотехническое оборудование установлено, возраст оборудования, и многие другие параметры также не учтены. Обоснование снижения или увеличения потребления электрической энергии, прописанные в энергетическом паспорте, часто не являются объективными.
Энергетические обследования для всех образовательных муниципальных учреждений необходимо было произвести до конца 2012 года, и в дальнейшем каждые пять лет. Энергетическое обследование технико-экономических ресурсов на данный момент является очень дорогостоящим мероприятием. Количество объектов прошедших проверку до настоящего времени пока не известно. Но даже, если энергетические обследования для образовательных учреждений будут проводиться по существующей в настоящее время форме, то сравнение нескольких объектов по показателям энергоэффективности систем освещения будет почти невозможным из-за отсутствия необходимых данных в составляемом энергопаспорте.
В основном в школах, модернизируемых или построенных за последние 15 лет, установлены осветительные установки, встраиваемые в подвесной потолок, с четырьмя линейными люминесцентными лампами диаметром 26мм и мощностью 18 Ватт (Т8). Существующие методики расчета светотехнической части проекта освещения допускают вместо полного светотехнического расчета определять мощность и число ламп по таблицам удельной мощности в пределах данных, для которых они составлены. Для классных комнат школ при освещенности Е=400 лк, удельная мощность варьируется от 21 до 30 Вт/м2 [4], в зависимости от цвета стен, площади и высоты помещения.
Совершенствование, казалось бы новых, систем освещения возможно. Современная система освещения, при данном развитии техники, представляет собой такую систему, компоненты которой являются энергетически эффективными с высоким уровнем качества. Основными критериями эффективной современной системы являются: лампы с большим сроком службы, эффективные светильники, экономная пусковая аппаратура (электронные ПРА, блоки питания) и современный подход к планированию освещения.
Для сравнения, в Европе удельная мощность электропотребления на нужды освещения в зданиях школ нормируется на уровне 14 Вт/м2, а в некоторых общеобразовательных учреждений даже уменьшена до 6,3 Вт/м2 [5].

Автор статьи Гульбинас

Литература 1. Злобин А.А., Мальцев А.П., Медведева И.Ю., Романов Г.А. Особенности и проблемы методического обеспечения при заполнении форм энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования // Энергосовет. – 2011. – № 1(14) 2. ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы. 3. Методические рекомендации по заполнению форм энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, составленные на основе типовых замечаний от Минэнерго РФ 4. Справочная книга для проектирования электрического освещения. Под ред. Г. М. Кнорринга. Л., «Энергия», 1976. 5. Vollzugshilfe EN-12 Elektrische Energie, SIA 380/4, Teil Beleuchtung // Konferenz Kantonaler Energiefachstellen, Ausgabe Juni 2011
Еще про энергосбережение можно почитать:
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА НУЖДЫ ОСВЕЩЕНИЯ
КАЧЕСТВЕННОЕ ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Энергосберегающая лампа. Как выбрать?
Освещение квартиры. Метод зонирования. Введение.