пятница, 22 января 2016 г.

ОСВЕЩЕНИЕ В ДЕТАЛЯХ. ОСВЕЩЕНИЕ ДОМОВ КУЛЬТУРЫ

Когда мы попадаем на представление или спектакль в театр, филармонию или дворец культуры нас восхищает особая праздничная атмосфера в этих концертно-театральных зданиях. Особую атмосферу позволяет создать в том числе и внутреннее освещение этих культурных объектов. Предлагаю Вашему вниманию несколько объектов, на примерах которых порассуждаем об освещении.

Выдалась возможность побывать на представлении в реконструированном дворцы культуры "Нефтяник" им. Муравленко (г. Тюмень). Из прессы: "Полезная площадь здания теперь равна 14 520 кв.м вместо старых 13 400 кв.м. ДК оборудовали поворотными сценами, новым театральным световым и звуковым оборудованием. Ряды кресел в залах «Нефтяника» теперь можно модифицировать под разные задачи — хоть под театральную постановку, хоть под модный показ.",- пишет ura.ru. "Дворец культуры теперь включает большой зал, рассчитанный на 969 зрителей, и малый, способный принять 186 человек. Здесь же разместился зал приемов, кафе и ресторан.", - пишет в свою очередь nashgorod.ru.
ДК "Нефтяник" им. Муравленко (площадь здания: 14520 кв.м.) смотрим фотографии с места:
Большой зал на 969 человек. Люстры хрустальные малые, Люстра хрустальная большая, Встроенные споты. Театральное освещение. Не заметила наличие освещение сцены предназначенное для проведения семинаров и заседаний. Предполагается видимо сидеть всем под сценическими спотами.



Малый зал на 186 человек. Большие хрустальные люстры и театральное освещение. Об энергосбережении здесь видимо забыли, как к лампам не присматривалась не увидела, чтоб это были энергосберегающие или светодиодные. Хорошо, если я ошибаюсь...



Освещение в холлах, гардеробных, лестничных клетках и лифтовом холле представлено также люстрами и бра (хрустальными и из алебастра и бронзы). Смотрится все сверкающим, новым и даже, по-моему немного чрезмерным.

Побывала я и в филармонии (г. Тюмень). Отзывы из интернета: "Здание филармонии было построено в советское время в виде обычной, стандартной для того времени серой коробки. Но в 2001 – 2003 годах прошла реконструкция и капитальный ремонт... Филармония носит имя певца и композитора, народного артиста СССР Юрия Александровича Гуляева, нашего земляка, уроженца Тюмени. Вместимость зала - более 1200 посадочных мест, достаточно большая, зал делится на партер, балкон и ложи. Стоит отметить и хорошие акустические характеристики, наличие высококлассной световой и звуковой аппаратуры. ...В филармонии есть отдельный зал камерной и органной музыки, рассчитанный на 240 мест.",- нахожу на otzovik.com.
Смотрим фотографии с Тюменской филармонии:
Освещение в большом зале филармонии, на мой взгляд показалось недостаточным. Было тускло. Светильники в основном встраиваемые. Присутствует небольшая боковая подсветка стен.



Малый зал (фотографии с ресурса О Тюмени). Освещение хрустальными люстрами и бра.
Освещение в холле видимо уже пытались переделать. Некоторые люстры светят голубым светом энергосберегающих ламп, в других светят лампочки накаливания. Для нас не включили подсветку ниш у люстр, видимо сделана она из линейных люминесцентных ламп, как это было модно в 2003г, и половину ламп перегорело и уже просто сложно заменить. Хрустальные бра повешенные на столько высоко, что начинаешь задумываться о их необходимости тоже не были включены.

 Очень обрадовала и понравилась боковая подсветка стен. Понравилась, что это есть, обрадовало, что хоть в холле не было так пасмурно...

В целом по этим двум зданиям культуры (ДК и филармония) хочется заметить:
1. Об энергосбережении освещения все-таки у нас в Тюмени не думают.
2. Не задумываются проектировщики о об эксплуатации данного светового оборудования. Как и как часто придется менять лампочки в люстре (например на высоте 20-30 метров)? Видимо паспорта на осветительное оборудование объекта для эксплуатации также не были сделаны, так как лампы в процессе эксплуатации меняют на что хотят, забывая об общем впечатлении...
3. Классические интерьеры с люстрами хотя и смотрятся богато, но по-моему уже приелись зрителям и посетителям. Почему дизайнеры таких объектов не используют оригинальные идеи (хоть свои или готовые от производителей светильников).
4. Не продуманы различные сценарии основного освещения (на мой взгляд), кроме включить, выключить. Например, как убирают в основном зале филармонии, они там с фонариками убирают что ли под сидениями? Не продуманы какие-либо цветовые эффекты в освещении. Вертикальные поверхности плохо освещены.
5. Жаль, что это не относится к освещению. Но почему не продуманы, не организованы и не анонсированы парковочные места???
6. Отсутствуют хорошие интернет-сайты об истории, о строительстве и реконструкции зданий с хорошей информацией. 

Как обычно для сравнения вставляю картинки "не нашего" концертного зала из Ольденбурга в Германии (источник фотографий weser-ems-halle.de):
Концертные залы. Отмечаем сразу более значительный уровень освещенности.


 Холл. Предусмотрены разные сценарии освещения

 Схема всего комплекса с обозначением парковок (она сохранена как флеш-карта, я сохранила только подложку)

Какие же у вас остаются впечатления при посещении домов культуры, филармоний или театров? Обращаете ли Вы внимание на освещение?
Спасибо, всем за внимание.