пятница, 11 сентября 2015 г.

ОБ ОСВЕЩЕНИИ В ЛИТЕРАТУРЕ. "Справочник современного ландшафтного дизайнера" Гарнизоненко Т.С.

В специализированных книгах про освещение очень мало внимания уделено вопросам ландшафтного освещения. Да и в книгах про ландшафтный дизайн не всегда найдешь главу про освещение. Сегодня читаем книгу "Справочник современного ландшафтного дизайнера" - Гарнизоненко Т. С. (Издатель: Феникс, Город печати: Ростов-на-Дону, Год печати: 2005, ISBN: 5-222-06328-3).

Читаем аннотацию: "Предлагаемый справочник включает расшифровку более 500 терминов, охватывающих историю садово-паркового искусства, приёмы и принципы ландшафтного проектирования, характеристику основных растительных компонентов ландшафта, биологические особенности, используемых видов древесных и травянистых растений. Рассмотрены как классические, так и современные термины. Книга иллюстрирована чёрно-белыми рисунками и цветными фотографиями."
И выискиваем все про ландшафтное освещение...
Так как это справочник, то под буквой "О" находим:

ОСВЕЩЕНИЕ САДА
– несёт утилитарную нагрузку и создаёт декорационные эффекты как элемент дизайна и в связи со спецификой освещения различных объектов.
В зависимости от утилитарной нагрузки выделяют:
• функциональный свет, например, освещение дорожек, въезда на территорию парка, входа в дом или подсветка ступеней лестниц;
• акцентный – свет, который фиксирует внимание на определённом элементе озеленения или малой архитектурной форме, например бра в беседке;
• универсальный – освещается практически весь сад или его большая часть.
Основные типы освещения – заливающее, сопровождающее, декоративное, техническое:
• заливающее создаёт равномерную комфортную среду в местах сосредоточения людей, например, на подъездных площадках, зонах отдыха, детских площадках, зрительно уменьшает площадь, поэтому в небольших садах применяется ограниченно;
• сопровождающее – светильники закрепляют на высоте около двух метров или встраивают в поверхность мощения, может играть и декоративную роль, подсвечивая подпорные стенки, водоёмы, композиции из камней;
• декоративное освещение предназначено для создания эффекта светотени, акцентирования внимания на отдельных сооружениях или элементах озеленения, оно также используется при освещении водоёмов и создании светящихся объектов;
• техническое освещение обычно устраивается для хозяйственных нужд.

Освещение может иметь различную интенсивность. Самый низкий уровень равен 0,4 свечи, соответствует естественному лунному свету и называется «тусклым», осветив сад таким образом, добиваются эффекта лунной ночи. Наиболее подходящая интенсивность для сада колеблется в пределах от 1 до 8 свечей. Для создания праздничного яркого освещения его интенсивность устанавливают несколько выше 8 свечей.

Комментарий 1: К сожалению не встречала в профессиональной литературе такую величину, как свеча. Но она мне нравится (серьезно!). Начинаешь объективно сравнивать горение одной свечи и тот уровень освещенности который тебе необходим. 300 люкс = 300 свечей.

По способу установки светильники подразделяют на:
• настенные, обычно предназначены для освещения посадок;
• подвесные или стационарные, устанавливаемые на фундамент;
• переносные.

Комментарий 2: Не вытерпела моя душа, так как классификации я очень люблю, а здесь по-моему, мало способов установки, да и подвесные и стационарные тоже б надо разделить...

В соответствии с особенностями дизайна различают классические светильники, светильники в стиле модерн или хай-тёк, в последнее время становится моден так называемый дворянский стиль.
Вместо светильников можно установить низкие лампы, которые маскируются в зелени. Особая конструкция позволяет их поворачивать, направляя луч в желаемую сторону.

Комментарий 3: Не очень корректно употреблять словосочетание "низкие лампы", лампа это часть осветительного оборудования. А вот, что подразумевалось под "лампой" в данном предложении не понятно, но предполагаю может быть "споты" или "прожекторы"?

В условиях сада и парка для равномерного освещения наиболее приемлемы светильники-торшеры, в соответствии с отечественной терминологией – венчающие светильники.
Чтобы подчеркнуть рельеф местности, отметить направление и форму пешеходных дорожек используют маркировочное освещение. При необходимости создания видимых световых линий прямо.на поверхности земли, применяют особые ударопрочные и герметичные светильники, встраиваемые в почву.
Существуют также и особые сенсорные лампы (GL 605) (Вот это оказывается как то называется! То есть лампу трогаешь, раз она сенсорная и лампа переключается. Вот такие выдумщики у нас дизайнеры...), которые включаются на заданный режим, реагируя на тепло, выделяемое человеком, а затем снова переходят в режим подсветки. Время яркого освещения можно отрегулировать до желаемой длительности.
Освещение различных элементов сада с целью увеличения их декоративности имеет свою специфику. 
Для цветников и газонов обычно используют заливающее освещение, при этом особенно важен спектральный состав света, который часто подбирают с учётом окраски цветов, например натриевые лампы для цветников с преобладанием красного цвета или ртутные – с преобладанием сине-голубого. Для подсветки небольших клумб или групп цветущих растений рекомендуется использовать светильники «грибки», «зонтики», «колокольчики».
Контурное или контражурное освещение необходимо для того, чтобы подчеркнуть интересную форму кроны дерева или штамбового кустарника, объект в этом случае находится между источником света и наблюдателем.
Освещение скользящим лучом осуществляется при помощи источников света, расположенных на самом объекте или в непосредственной близости от него. Такое освещение создаёт атмосферу таинственности, неожиданно выделяет некоторые компоненты объекта.
Диагональное освещение занимает промежуточное положение между боковым и фронтальным, при сочетании его с боковым переходы светотени становятся более яркими, поверхность объекта выделяется рельефнее.
У дорожек светильники устанавливают на опорах различной высоты, отдельные деревья, кустарники и клумбы освещают стационарными прожекторами на заострённых стойках, укреплённых в почве, возможно использование светильников-столбиков (цв. вклейка фото 73).
Встроенная подсветка идеально подходит для навесов, фасадов, пергол, она предназначена для освещения небольших площадей.

Совершенно особая задача – освещение водоёмов. Для этого используют светильники, расположенные на стойках, установленных в водоёме или на берегу. Оригинально выглядят светильники марки OASE, плавающие на поверхности воды. Для освещения каскадов или водопадов часто используют подводные светильники, иногда с цветными фильтрами.

Существуют беспроводные светильники на солнечных батареях – их устанавливают для того, чтобы выделить затемнённые участки, ступеньки лестницы или дорожки, ведущие к дому, альпийские горки, декоративные клумбы. На панели таких светильников в течение всего дня или достаточно длительного времени должен попадать солнечный свет.

Декоративность сада в тёмное время суток усиливают «лунные камни» – особый тип светильников, выполненных в виде натуральных камней с одной-двумя лампочками внутри.

Значение освещения в ландшафтном дизайне столь велико, что в Европе и Америке недавно появилась очень модная и высокооплачиваемая специальность – Lightingdesigner. Специалисты данного профиля занимаются только проблемами освещения садово-парковых ансамблей, вне зависимости от их размеров.

Комментарий 4: Профессия "дизайнер освещения" включает в себя не только проектирование освещения для садово-парковых ансамблей. Конечно отдельный человек может специализироваться только на одном, но и это не обязательно. А в Европе на самом деле такие интересные профессии, например мне очень нравится профессия "Climadesigner". Этот человек проектирует (!) воздух и атмосферу в здании. Хотя на самом деле профессии включает в себя знания областей, таких как теплоснабжение, газоснабжение, вентиляцию, водоснабжение, водоотведение и прочее. Нашим проектировщикам такое только снится и мечтается...


Благодаря цветным подсветкам, в вечернем саду обычный куст цветущего жасмина превращается в уникальный объект с фиолетовыми, золотистыми или зеленоватыми цветками. При помощи света можно обыгрывать не только цвет и композицию, но и плотность пейзажа, его фактуру, глубину. Подсвеченные холодными синими тонами предметы кажутся более удалёнными от наблюдателя, а тёплые тона зрительно приближают их.

Для меня про освещение очень мало. И не очень наглядно. Мало уделено внимания вопросам цвет-растение, сейчас в эпоху RGB освещения это становится все более актуальным. А как подсветка будет выглядеть зимой, когда снежный покров застилает землю? Для наших условий хотелось бы тоже обратить на это внимание. Статья напоминает коротенькую отписку. А или быть может ответ студента дизайнера на экзаменах первого курса!!!
Хотя может быть для справочника это и достаточно.


Еще про освещение в литературе читаем:
1.  ОБ ОСВЕЩЕНИИ В ЛИТЕРАТУРЕ. "Как понять сложные законы физики. 100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей", А. Дмитриев